Овощи огород конспект занятия в логопедической группе. Конспект занятия в логопедической группе «Овощи-огород. Открытый вход в деятельность

Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в логопедической группе «Овощи-огород»

Конспект занятия в логопедической группе по теме : «Овощи – огород »

Коррекционно-образовательные задачи. [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи . Огород» (огород, овощи , картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, бакла-жан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый). Расширение представлений о важности труда взрослых. Ознакомление с понятием «слова - действия» . Актуализация глагольной лексики. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Игрушки (поезд, машинки, зайка, кукла, петрушка, мишка и др., картинки с изображением животных, символы звуков (кружочки, символы слов (полоски, счетные палочки на каждого ребенка, сундучок.

Ход занятия

1. Оргмомент

Психогимнастика. Упражнения на расслабление (релаксация) . «Заводные игрушки» .

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку

Заводная кукла сломалась.

Дети застывают в определенной позе

2. Развитие слухового внимания

Игра «Что звучит?» Рассматриваются игрушки, сравнивается их звучание. Узнавание игрушек по звуку.

3. Дифференциация понятий «звук - слово»

Выставляются игрушки : кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук) . Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова - звания игрушек.

На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.

Мы назвали много. (слов) .

Выставляются полоски - символы слов.

Посмотрите на полоски, это - домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.) Сделайте руки «чашечкой» , соберите и назовите слово.

Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.

Куукллаа, ммячиик. (кукла, мячик) . Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)

Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружочек, в левую - вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полосочку если услышите звук - поднимите кружок.

Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.

4. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово : зайка, дайка, зуйка, туколка, куколка, муколка (и др.) .

5. Ознакомление с понятием «слова - действия» . Актуализация глагольной лексики

Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает)

Выставляются картинки с изображением петуха, котенка, коровы, зайца

Что делает петух? (Стоит, поет, кукарекает, клюет.)

Подбор глаголов к словам котенок, корова, заяц. Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (Сидит, лежит, ходит, машет.) Что делает Аня?

Установка на выполнение действий дается шепотом (Прыгает, ходит, машет.)

Кукла и Аня выполняли похожие действия. Чем отличается кукла от Ани?

Рассуждения детей

6. Физминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Танцевальные движения под музыку.

7. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа

Что мы делали? (Танцевали, веселились, бегали, скакали.) Мы называли слова-действия

Выставляется игрушечная машина.

Что делает машина? (Стоит, едет, сигналит, тормозит.)

Добавляется еще одна машина

Что делают машины? (Стоят, едут, сигналят, тормозят.)

(Имитация езды на машине.)

Ваня едет, а дети. (едут) . Паша везет груз, а Толя с Колей. (везут груз) . Дима сигналит, а Аня с Димой … (сигналят) .

Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук у шепотом. Сделайте вдох, произнесите звук у чуть громче, машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе произнесем звук у громко. Машина удаляется. Звук у произносится с затуханием голоса.

9. Выполнение поручений из двух-трех действий. Усвоение глаголов прошедшего времени

Логопед дает поручение одному ребенку шепотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос : Что сделала Таня? Задание дается всем детям

Встаньте, сделайте шаг вперед, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли р. наклонились.) Какие слова вы называли? (Слова-действия) .

10. Обозначение глаголами работы отдельных органов человека

Что мы делаем руками? Что мы делаем ногами? Что делает наше сердце? Что делает наша голова? Каждый человек должен заботиться о своем теле. Что надо делать, чтобы иметь здоровое тело?

Рассуждения детей. Обобщение логопеда .

11. Итог занятия

Закрепление понятий «слова-действия» .

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе «Овощи» Тема: Овощи Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: Образовательные: 1. Повторить названия овощей (морковь, картошка, лук, свекла,.

Как без нашей помощи не родятся овощи. Только лишь пришла весна, мы сажаем семена. Вот какой огород! Удивляется народ. Землю грело солнышко,.

Сколько же много хлопот в весенне-летний период на дачах, приусадебных участках и т. д. Но и радостных моментов не меньше. Наверно каждая.

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Овощи. Огород» Цель: расширять объём словаря, обогащать словарь наименованиями овощей. Задачи: коррекционно-образовательные: учить употреблять существительные.

Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»

Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.

2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.

Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде) .

Выставляется сюжетная картина «Огород».

Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).

Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.

3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».

Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:

4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».

Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?

Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.

5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».

Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.

Например, картофель – корешки; капуста – вершки.

6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».

Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.

Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.

Дети выполняют задание.

Что мы посадили вверху? А что внизу?

Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.

Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.

Выложите на полоски на овощи.

Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.

«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.

Дети «читают» свои схемы.

А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.

7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».

Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.

Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.

Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.

Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.

У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.

8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».

Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.

Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!

Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!

Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!

Кто как говорил?

Ответы детей.

9. Физминутка «Зарядка для овощей».

Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

Утром солнце встает

И идет на огород:

— Все ли тут у нас в порядке?

Как дела у вас на грядке?

Всем скомандую: подъем!

Мы зарядку проведем.

Все вы делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз,

Подтянись,

Окончательно проснись.

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

(приседания, наклоны, имитация движений).

10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».

Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?

Ответы детей.

11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».

Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).

Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь

Какой сок понравился вам больше всех остальных?

12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».

А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.

Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.

Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).

Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.

13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».

А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.

Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.

14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».

Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.

Дети должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…

15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».

Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.

Ответы детей полным предложением.

16. Итог занятия.

Подведение итогов занятия. Угощение детей томатным соком.

Учитель – логопед ДОУ №59 УОГС г. Мариуполя

Кабанова Екатерина Александровна

Задачи: расширять и обогащать представления и знания детей об овощах; расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме; учить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные;

развивать умение согласовывать в словосочетаниях прилагательные с существительными, числительные с существительными; учить составлять простое распространённое предложение с однородными определениями; ; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Предметный словарь: овощи, баклажан, перец, кабачок, петрушка, салат, редис, тыква, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста.

Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, рыхлить, собирать, зреть, срывать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить.

Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельный.

Материал: картина «Сбор урожая», муляжи и предметные картинки овощей, фотографии блюд из овощей.

Ход занятия

Организационный момент .

Пальчиковая гимнастика «Сложим из пальцев».

Сложим ворота, замочек, горку, канавку, мостик, заборчик.

Рассматривание картины «Сбор урожая».

Воспитатель (В.). Где дети собирают урожай? (В огороде.)

Какие овощи собирают дети? Давайте и мы с вами соберём урожай.

Игра «Найди ошибку».

Синий огурец, жёлтый баклажан, зелёный помидор, квадратный огурец, мягкий картофель, горькая капуста.

Помидор не синий, он - красный и т.д.

Игра «Повар и овощи ».

В. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы играть.

Руками похлопаем, ногами потопаем.

Покружились, покружились

И в овощи превратились.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.

В. Кто ты? Расскажи про себя. «Я капуста зелёная, круглая, твёрдая и т.д.»

Игра «Назови верно».

Суп из гороха - гороховый.

Из фасоли -

Сок из моркови -

Из тыквы -

Запеканка из картофеля -

Игра «Посчитай-ка».

В. Едем, едем мы домой

на машине грузовой,

Эй, ворота отворяй, едет с поля урожай.

Вот приехала машина домой, давайте посчитаем, сколько овощей она привезла.

Чтение стихотворения.

Раз, два, три, четыре

Дети овощи учили.

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Итог занятия.

Конспект интегрированного логопедического

занятия по теме «Огород. Овощи»

Цели : Расширить и активизировать словарь по теме «Огород.Овощи»

Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением зрения.

    коррекционно-развивающие задачи:

    корригировать произношение;

    Совершенствовать грамматический строй речи.

    корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

    корригировать и развивать фонематическое восприятие;

    корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;

    развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

    развивать внимание, память, логическое мышление;

    корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

    Образовательные задачи:

    уточнить и расширить словарь по теме « Огород. Овощи »;

    Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Учить образовывать относительные прилагательные.

    продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.

Воспитательные задачи:

    воспитывать интерес к занятиям;

    воспитывать самостоятельность, инициативность;

    воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие задачи:

    планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

    соблюдать правильную посадку детей;

    способствовать созданию благоприятного психологического климата;

    соблюдать режим охраны зрения;

    чередовать статические и динамические задания.

Оборудование : Презентация «Огород. Овощи», мяч, зашумленные картинки овощей, карандаши, две корзинки, муляжи овощей и фруктов.

Ход занятия

    Организационный момент. Приветствие.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Мы друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

2 .- Какое сейчас время года? (Осень)

В это время года люди собирают урожай овощей.

Где растут овощи?

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи (Слайд Огород)

Логопед читает стихотворение:

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Сегодня мы отправимся в огород и соберём свой урожай овощей.

Давайте назовем овощи, которые растут в огороде.

Овощи на огороде растут по-разному:

Что растет в земле?(морковь, свёкла, картофель, репа, редиска, чеснок)

Что растет на земле? Помидор, огурец, перец, капуста)

Презентация слайды овощей.

3 .Загадки-складки

Логопед загадывает загадку.

Дети отгадывают загадку и овощ появляется на экране.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют… (огурцы)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках...(морковка)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …-(горох)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная...(картошка)

Сильно плачут все вокруг,

Если мама режет…(Лук)

Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке …- (репка)

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят... (помидор).

4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Узнавание овощей с помощью тактильных ощущений.

5.Гимнастика для глаз. Презентация на экране

6 . .Игра « Что лишнее» Презентация на экране.

Дети называют лишнее и оно исчезает на экране

7 . Физминутка - А теперь ребята встаньте, физминутку начинайте.

Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.

8 . Многовкусных блюд можно приготовить из овощей.

Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Игровое упражнение «Поварёнок» . Образование относительных прилагательных.

Логопед начинает, а дети заканчивают:

Давайте приготовим обед из овощей.

Сварим суп из гороха. Как называется суп?....

Сделаем пюре из картофеля. Как называется пюре?...

Приготовим салат из свеклы. Какой получился салат?...

Сделаем икру из кабачков. Какая получилась икра?...

Испечем пирог из тыквы. Какой получился пирог?...

Выжмем сок из моркови. Как называется сок?....

Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?....

9. А вот новая игра

Начинать её пора.

Игра «Назови ласково» Презентация

Помидор – помидорчик;

морковь-морковка

Огурец – огурчик;
Лук – лучок;
Чеснок – чесночок;

Горох – горошек;

Картошка – картошечка.

10 .Игровое упражнение «Повтори чистоговорки» .

Щи – щи – щи – мы собрали овощи;

Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;

Чок – чок – чок – в огороде кабачок;

Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.

11.Пальчиковая гимнастика

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем.

Дети хлопают в ладоши.

Стучат по левой ладони ребром правой.

Ведут правой рукой сжатой в кулак по ладони левой руки сверху вниз.

Имитируют посыпку солью.

Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.

12. Работа с зашумленными картинками

Логопед:- Посмотрите, что за овощи у вас нарисованы на листочках.

Найдите помидор и обведите его красным карандашом.

Найдите огурец и обведите его зеленым цветом.

Найдите морковь и обведите оранжевым цветом.

13.Итог занятия

Овощи мы собирали

Друзей ими угощали

Квасили, ели, солили.

С дачи домой увозили.

Прощай же на год наш друг огород!

Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что растет в огороде.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Закрепить знания детей об овощах.
  • Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • Закрепить умение детей согласовывать числительные с существительными.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память детей.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать общие речевые навыки.
  • Расширить словарь по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Дети, внимательно послушайте стихотворение.

Под окошком огород –
Много овощей растёт:
Тыква, репа и чеснок,
Лук, капуста, кабачок.
Сразу всё не назовёшь –
Может ты ещё найдёшь?

Воспитатель. Перечислите овощи, о которых говорится в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, посмотрите на картинку (Слайд 3) и назовите овощи, про которые забыли сказать в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Я начну, а вы продолжите. В огороде грядки с морковью, с огурцами... (Ответы детей).

Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою,
И на каждой грядке
Выросли загадки.

Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сладкий на вкус. (Pena) (Слайды 4-5).
Этот овощ – овальной формы, длинный, зелёного цвета, шершавый, хрустящий, сладкий на вкус. (Огурец) (Слайды 6-7).
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сочный, горький на вкус. (Лук) (Слайды 8-9).
Этот овощ – овальной формы, длинный, оранжевого цвета, сочный, хрустящий, сладкий на вкус. (Морковь) (Слайды 10-11).
Этот овощ – круглой формы, бордового цвета, сладкий на вкус. (Свёкла) (Слайды 12-13).

Воспитатель. (Слайд 14)

На грядке в тёплый солнечный денёк
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать –
Но нельзя ему на грядке зимовать.

Воспитатель. Какие ещё овощи мы можем сорвать с грядки? (Ответы детей – помидоры, огурцы, горох, баклажаны) (Слайды 15-16).
Воспитатель. А какой овощ мы можем выкопать? (Картошку) (Слайды 17-18).
Воспитатель. Какие овощи мы выдёргиваем из земли? (Морковь, свёклу, репу, лук, редис) (Слайды 19-20).
Воспитатель. Какой овощ мы можем срезать? (Kanycmy, петрушку, укроп) (Слайды 21-22).
Воспитатель. Давайте назовём, какие действия мы выполняем для того, чтобы собрать овощи? (Ответы детей) (Слайд 23).
Воспитатель. Молодцы! Что нужно делать, чтобы собрать урожай, вы знаете. Пора идти в огород собирать урожай.

Физкультминутка «Урожай»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель).

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.

Воспитатель.

Огород у нас большой,
Урожай здесь неплохой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы начинаем овощи в корзину собирать.

Воспитатель. Посмотрите на помидоры (Слайд 24). Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей – размером, маленький помидор, побольше, ещё больше, еще больше, большой помидор).
Воспитатель. Нам нужно сосчитать помидоры, соблюдая правило. А правило такое: чем больше помидор, тем громче должен быть голос при счёте. Посмотрите, как это буду делать я.

(Воспитатель на одном выдохе выполняет счёт до 5-ти с усилением голоса).

Воспитатель. А теперь покажите, как это делаете вы.

(Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса).

Воспитатель. А сейчас я буду складывать овощи в корзину (Слайд 25). Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Теперь складывайте овощи в корзину вы, дети.

1-й ребенок: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
2-й ребенок: одна репа, две репы, три репы, четыре репы, пять реп.
3-й ребенок: одна свёкла, две свёклы, три свёклы, четыре свёклы, пять свёкл.
4-й ребенок: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок.

Воспитатель. Вот какой урожай овощей мы собрали (Слайд 26).
Воспитатель. Дети, посмотрите на этот рисунок и скажите, какие овощи спрятались здесь? (Слайд 27).
Воспитатель. А теперь, дети, найдите этот рисунок в ваших тетрадях. (Дети открывают нужную страницу). Дети, назовите ласково:

огурец – огурчик
помидор – ...
морковь – ..., ...

Воспитатель. Дети, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночок...»

На каждый ударный слог ребёнок разминает фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок, указательный палец левой руки
Перец, томат, кабачок, средний палец левой руки
Тыква, капуста, картошка, безымянный палец левой руки
Лук и немножко горошка. мизинец левой руки
Овощи мы собирали, мизинец правой руки
Ими друзей угощали, безымянный правой руки
Квасили, ели, солили, средний палец правой руки
С дачи домой увозили, указательный палец правой руки
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

Воспитатель. О каком овоще загадка?

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней... (помидора)

Воспитатель. Обведите пальчиком помидор по контуру. (Дети обводят). А теперь раскрасьте помидор, не обращая внимания на пересекающие его контур линии. (Дети раскрашивают помидор).
Обведите контур моркови карандашом оранжевого цвета, а контур огурца обведите карандашом зелёного цвета. (Дети выполняют задания).
В заключительной части занятия воспитатель подводит итог, обращаясь к детям с просьбой кратко повторить то, чем они сегодня занимались.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  2. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007.
  3. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  4. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений: Фрукты, овощи. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса, 2005.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2003.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: